Историческая справка
Меню сайта

Наш опрос
Как вы оцениваете экологическую ситуацию в Кольском заливе Баренцева моря?
Всего ответов: 74
 
Форма входа
 
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" 13.12.2017, 00:27

 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

О СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ МУРМАНСКОГО ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОТРЯДА

Необходимость восстановления и развития портов потребовала создания единой мощной организации, способной решать задачи судоподъема, аварийно-спасательного дела и выполнять любые водолазные и подводно-технические работы. Такой организацией стал ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения). В 1930 году ЭПРОН организовал Мурманскую экспедицию, которая располагалась в п. Дровяное. Приказом ММФ №152 от 30 мая 1959 года были созданы экспедиционные отряды АСПТР, которые работают до сих пор. Мурманский отряд АСПТР начал свою трудовую деятельность с двух ручных станций, буксирного т/х "Коммунар" (800 л.с.) и п/х "Ястреб", который использовался как плавбаза. При этих технических средствах на отряд была возложена задача обеспечения круглосуточной аварийно-спасательной готовности, а также проведения всех необходимых подводно-технических и судоподъемных работ. Определена зона ответственности: Баренцево море. Карское море и море Лаптевых. Организационные мероприятия по созданию отряда завершены к концу октября 1959 года, а первого ноября 1959 года отряд АСПТР приступил к работе, поэтому днем рождения организации считается первое ноября 1959 года. В первой половине 1960 года в отряд были переведены два рейдовых водолазных бота и один водолазный бот морской ("Водолаз-8"), а к концу года в подчинение отряда передается с/б "Капитан Афанасьев", что позволило нести аварийно-спасательную готовность на бассейне в зоне ответственности отряда.

У истоков становления, коллектива отряда находились такие замечательные люди как Любимов Валентин Иванович, Скрипин Борис Александрович, Городенчук Василий Иосифович, Запашний Иван Петрович, Пахолов Валентин Афанасьевич, Шуличенко Николай Иванович, Симченков Виталий Иванович, Краузе Валентин Иванович, Нечаев Михаил Васильевич, Печкуров Михаил Васильевич, Сонин Николай Михайлович, Воловиков Виктор Сергеевич, Мартышкин Юрий Никитович.

В первый год своего существования отряд при численности 42 человека выполнил объем работ на 294 тысячи рублей, провел три спасательные операции по снятию с мели т/х "0нежец", т/х "Л. Леонидов", т/х "Беролина". Проведен водолазный осмотр около 50-ти судов и подводно-технические работы по укреплению берега в районе морского вокзала.

В 1966 году отряд из убыточного предприятия стал прибыльным, годовая прибыль составила 150 тысяч рублей. В этот год в отряде уже было десять единиц производственного флота, в том числе четыре рейдовых и водолазных бота, морской водолазный бот "Водолаз-8", несамоходный плавкран "Валмет", две самоходные баржи "Север", плашкоут и спасательный буксир "Капитан Афанасьев".

В 1968 году организована Кандалакшская группа, которая за 35 лет проделала огромную работу. Руководитель группы – Защелкин Валерий Александрович.

В 1969 году в районе реки Воронья в Баренцевом море отряд АСПТР снял с мели т/х "Спалматори", плававший под Сомалийским флагом, порт приписки Могадишо. Чтобы не выплачивать спасательное вознаграждение в сумме около 60 тысяч американских долларов, судовладельцы отказались от прав собственности на судно в пользу спасателей. Теперь на т/х" Спалматори" (почти тридцать один год) находится управление отряда, склады, мастерские, бытовые помещения работников базы, в ходовой рубке судна располагается диспетчерская отряда, а само судно отделяет от вод Кольского залива стационарный причал шириной девять метров. Все это сделано руками энтузиастов - работников отряда, которые не могли далее мириться с неустроенностью и отсутствием своей базы.

В 1973 году отряду была передана Арктическая группа для обеспечения судов-снабженцев пароходства арктическими плавсредствами и перегрузочной техникой для выполнения грузовых операций в необорудованных пунктах островов и побережья Арктики. Вместе с судоремонтными мастерскими, самоходными и несамоходными плавсредствами, плавающими транспортерами и тракторами на балансе отряда появился целый поселок Ретинское, вместе с его жителями и домами послевоенной постройки.

В 1976 году отряд пополнился новым морским буксиром-спасателем "Агат", построенным ярославскими корабелами. Мощный по тому времени спасатель ( 3 тыс. л. с.), оснащенный современными техническими средствами для проведения аварийно-спасательных работ, с носовым подруливающим устройством с/с "Агат" значительно повысил уровень аварийно-спасательной готовности отряда, позволил одновременно, не снимая готовности на бассейне, проводить продолжительные буксировки практически во всех районах Атлантического и Северного ледовитого океанов.

К 1985 году спасательными судами отряда было выполнено уже более сорока спасательных операций, более ста различных буксировок, спасены сотни человеческих жизней. Стоимость спасенных судов и имущества исчислялась сотнями миллионов рублей при стоимости основных фондов около 20 миллионов рублей.

Примеры некоторых операций, проведенных аварийно-спасательным отрядом:

- спасение трёх норвежских шхун у западного берега острова Колгуев, за которое Правительство Королевства Норвегия выразило благодарность экипажу с/с "Капитан Афанасьев";

- снятие с мели греческого т/х "Фаедон" в Кольском заливе;

- оказание помощи т/х "3венигорсд" в проливе Ла-Манш и буксировка его с грузом 22 тысячи тонн пшеницы в порт Рига;

- снятие с мели л/к "Капитан Воронин" в бухте на о-ве Шпицберген;

- тушение пожара на югославском т/х "Ежера" в январе 1984 года и многие другие.

В летний период с/с "Капитан Афанасьев" и с/с"Агат" осуществляли аварийно-спасательное обеспечение трассы Северного морского пути, а в суровые зимы выходили в Датские проливы для проводки рыболовных и транспортных судов.

В 1987 год отряд получил по линии Госморспасслужбы спасательные суда с/с "Умка" (7 200 л.с.) и с/с "Светлсмор-3" (3 500 л.с.). Они практически сразу после постройки включились в работу по буксировке объектов на дальние расстояния, что незамедлило сказаться на увеличении прибыли отряда.

Особое место в аварийно-спасательных работах занимал судоподъем, так как при подъеме затонувших судов всегда много неведомого, всегда приходится всё делать в первый раз.

Примеры осуществленных судоподъемных операций, разных по сложности и продолжительности, можно указать следующие:

1961 год – т/х "Беролина", ФРГ. Восстановление плавучести и постановка на ровный киль. Ликвидирована угроза гибели судна. Судоподъем произведен в Кольском заливе.

1968 год – рыболовный сейнер М-5252, принадлежавший колхозу "Ударник", в результате столкновения с другим судном затонул в Кольском заливе. Подъем произведен с глубины 54 метра.

1968 год – земснаряд "Красная" ("Архморпуть"). Спрямление, подъем с глубины 8 метров в Кольском заливе.

1969 год – пассажирский катер "Суворовец" торгового порта затонул в Кольском заливе. Поднят с глубины 12 метров.

1971 год – заделка пробоин, снятие с мели девяти рыболовных шхун в Кольском заливе.

1973 год – в канун Нового года у причала № 8 Мурманского морского торгового порта затонуло учебно-производственное судно т/х "Компас". Спрямление и судоподъем совместно с управлением "Севрыбхолодфлот".

1977 год – п/б "Волна", затонул на акватории порта Диксон.

Водолазы аварийно-спасательного отряда принимали участие в научно-практическом рейсе атомного ледокола "Арктика" к Северному полюсу, в экспериментальном высокоширотном рейсе атомного ледокола "Сибирь" из порта Мурманск в Магадан, и в первых рейсах д/э "0бь", д/э "Наварин" в Антарктиду. Работники аварийно-спасательного отряда работают в лучших традициях ЭПРОН-овцев, которых всегда отличали честность, порядочность, товарищеская взаимовыручка, ответственность за порученное дело, т.е. качества, без которых просто невозможно работать.

Водолазы, работающие в отряде, несут вахту на ледоколах на трассе Северного морского пути, выполняют подводно-технические работы на объектах бассейна и Мурманской области. На судах-спасателях водолазы находятся в постоянной аварийно-спасательной готовности. Они не раз демонстрировали профессиональное мастерство при подводно-технических работах по ремонту и замене дефектных лопастей гребных винтов на трассе Севморпути. Данные работы вошли в практику в конце 60-х начале 70-х годов, а в настоящее время стали обычным делом.

В 1985 году у отряда появились новые обязанности – ликвидация аварийных разливов нефти в море. С появлением новых обязанностей было сформировано подразделение по ликвидации разливов нефти (ЛРН) на море и охране окружающей среды.

В 1991 году ЭО АСПТР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР был переименован в Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление (МБАСУ).

Мурманское БАСУ активно сотрудничает со многими зарубежными партнерами и фирмами. Область сотрудничества распространяется по различным направлениям и затрагивает как экономические, так и научные, экологические и природоохранные сферы деятельности.

Область экономического сотрудничества распространяется на вопросы оказания различного пакета услуг иностранным компаниям с помощью флота МБАСУ. В этом вопросе наиболее успешно развивается взаимодействие с фирмой "INTERNATIONAL TOWING SERVECES INC", которая является агентом МБАСУ на западном рынке услуг. При посредничестве агента, МБАСУ занимается буксировочными и аварийно-спасательными работами, доходы от которых, в условиях недостаточного финансирования, используются на нужды Предприятия: содержание флота, поддержание в должном техническом состоянии береговой базы и оборудования ЛРН.

Налажено взаимодействие со многими агентирующими фирмами, такими как: "UNIVERAL SHIPPING AGENCYS" (Уругвай), "COMANAV" (Марокко), KANKO (Саудовская Аравия), RAVENA CARGO (Италия) и многими другими, что позволяет оперативно и с наименьшими затратами решать вопросы обслуживания судов в портах, уменьшать непроизводственные затраты времени.

Активное сотрудничество с NORWEGIAN COSTAL ADMINISTRETION в вопросах экологии позволяет занимать МБАСУ ведущие позиции среди подобных формирований стран Северного каллота. Ежегодные конференции и совместные учения по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти подтверждают высокий уровень подготовки личного состава, как с той, так и с другой стороны обеспечивающий максимальное взаимодействие стран в случае борьбы с последствиями экологических катастроф.

В настоящее время перед ФГУП МБАСУ раскрываются широкомасштабные перспективы развития. Начавшаяся в 1999 году активная разработка нефтяных месторождений Кольского Севера в недалеком будущем повлечет за собой устойчивое повышение спроса на услуги МБАСУ. В связи с этим в ближайшее время планируем расширение деятельности в двух направлениях. Одно из них связано с проведением природоохранных мероприятий, другое со спасательными работами. Природоохранная деятельность требует значительных материальных затрат, уникальное дорогостоящее оборудование для ликвидации нефтяных разливов должно регулярно обновляться. Учитывая открывающиеся перспективы, рост заказов и, как следствие, увеличение денежных поступлений, мы планируем приобретение современного оборудования новых технических образцов. Это позволит повысить качество выполняемых работ.

Другим направлением развития ФГУП "МБАСУ" является спасательная деятельность. И здесь наблюдается возрастание потребности морских организаций в услугах МБАСУ. В 2000 году был поставлен в аварийно-спасательную готовность СМБ "Агат", так как активизация деятельности на бассейне может способствовать возникновению аварийно-опасных ситуаций, требующих спасания людей и судов.

С июня по октябрь 2002 года была проделана уникальная операция по постановке первого в Арктике подводного погрузочного терминала для отгрузки нефти в открытом море в районе п.п. Варандей. Силами МСП ЛРН ФГУП "МБАСУ" проводятся работы по обеспечению природоохранных мероприятий в Кольском заливе при погрузке-выгрузке танкеров на нефтяных терминалах.

Северный филиал ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота"